Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИМосковского Патриархата

На главнуюЭлектронная почтаRSS

Епархиальным сайтам не надо заражаться болезнью местных газет – заместитель председателя СИНФО Игорь Мещан

3 апреля 2013

Епархиальным сайтам не надо заражаться болезнью местных газет – заместитель председателя СИНФО Игорь Мещан

28 марта завершились трёхдневные курсы повышения квалификации для сотрудников епархиальных управлений «Церковь в медиапространстве: основы коммуникации», организованные Синодальным информационным отделом (СИНФО) Русской Православной Церкви. Слушателями курсов стали руководители информационных отделов епархий, редакторы и корреспонденты церковных сайтов, газет и журналов. На протяжении трёх дней специалисты СИНФО делились опытом и давали практические рекомендации по качественной подготовке публикаций, сотрудничеству со СМИ, медиаанализу и медиапланированию, фандрайзингу.

Сертификаты о прохождении курсов сотрудникам белорусских правоcлавных СМИ вручил заместитель председателя Синодального информационного отдела Игорь Мещан. По окончании мероприятия Игорь Владимирович дал небольшое интервью корреспондентам Sobor.by.

-Игорь Владимирович, расскажите, пожалуйста, как возникла идея проведения курсов повышения квалификации в епархиях?

- В 2010 году проходил 4-й фестиваль «Вера и Слово». Его проводил Синодальный информационный отдел который был создан в 2009 году. На этом фестивале мы попытались совместить обучение и собственно фестиваль – презентацию, своего рода выставку достижений епархиальных структур, информационных пресс-служб, газет. И потом уже, анализируя, мы пришли к выводу, что это неправильно, что два этих мероприятия надо разделить. Сам фестиваль, на котором презентуются какие-то достижения, происходит обмен мнениями и опытом, надо проводить раз в два года. А епархиальные курсы - обучение, повышение квалификации - надо проводить в период между фестивалями, и это должен быть постоянно действующий проект. Это два разных события, два формата. «Вера и слова» - площадка для обмена опытом, мнениями, знакомства. Образуются новые епархии, в информационные отделы приходят новые люди, возникают новые сайты. Надо, чтобы люди, работающие в информационном поле, увидели друг друга, пообщались, показали, чего достигли, чем-то поделились. А вот учёба - это уже система, и проводить обучение надо на местах, когда люди находятся в своей среде. Мы ведь тоже у вас учимся. В каждом регионе своя специфика, и знакомство с ней нас обогащает. Мы вам даём некий учебный скелет, а вы нам - его наполнение, и это важно для нас. Такие курсы в разное время мы проводим на всей канонической территории РПЦ, и эта практика оправдала себя.

- Кто разрабатывает программу курсов?

- В основном её разрабатывают специалисты Синодального информационного отдела. И конечно, мы привлекаем профессионалов со стороны, профессиональных тренеров. Например, Жанна Леонидовна Карлова, креативный директор ИД «Ардис медиа», - большой профессионал в своём деле. Она хороший тренер, проводит разнообразные тренинги, в основном связанные с медийными вещами... Но в целом программа курсов и её корректировка осуществляется сотрудниками СИНФО.

- Как давно проводятся курсы повышения квалификации для сотрудников церковных СМИ, и можно ли говорить о результатах?

- Курсы проводятся уже два года, и результат есть. Но сказать, что мы сюда приехали и стало лучше, а там нас ещё не было, поэтому там хуже – нельзя. Ведь взаимодействие СИНФО с информационными структурами происходит постоянно, и не только в рамках курсов. Мы постоянно обмениваемся мнениями, и у нас всегда есть информация, которая идёт сверху вниз и снизу вверх. Нашу теорию вы перекладываете на практику. Идёт процесс, ситуация меняется. Нельзя сказать, что мы приехали - и всё заколосилось. Это как в школе. Нельзя сказать, что человек закончил очередной класс, и что-то изменилось. Нет, он продолжает учиться.

- Игорь Владимирович, как СИНФО оценивает информационную работу Церкви в Беларуси?

- В Беларуси, с нашей точки зрения, ситуация благополучная, потому что очень качественно идёт системная работа. Я не хочу оценивать сильные и слабые стороны - это предмет отдельного разговора. Конечно, в каждом регионе есть своя специфика информационного поля и позиционирования Церкви в нём. Но я ещё раз отмечаю, что в Беларуси есть выработанная система, которая работает.

- Евгения Жуковская (специалист Управления делами Московской патриархии – прим Р.) представила нам результаты мониторинга белорусских епархиальных сайтов. В качестве основных критериев брались частота обновляемости и количество оригинальных и перепечатанных материалов. Понятно, что помимо формального анализа есть ещё и содержательный. С Вашей точки зрения, к чему надо стремиться, каким должно быть содержание епархиального сайта, чтобы он был полезен и интересен?

- Понятно, что мы стремимся к максимально большему наполнению сайтов. Но ошибочно считать, что сайт надо наполнять только новостями. С моей точки зрения, это неправильно. Потому что новостная лента - это быстро проходящая вещь. Человек, который пришёл на сайт, должен уделить новостям какое-то время и перейти к другим материалам – вашим оригинальным или перепечатанным, - выйти на другой сайт, послушать радио, посмотреть видеоматериалы, передачи, прочесть какие-то тематические вещи. Посетитель не должен приходить только за новостями. Ошибочно считать, что сайт отличный, если выпускает 25 новостей в день – нет. В первую очередь, должен быть качественный контент. Вот возьмём такой общецерковный ресурс, как patriarchia.ru. Там размещаются церковные новости. Но на этом сайте множество разделов – «Патриарх», «Межсоборное присутствие», «Документы» и др. Там можно найти информацию по поместным церквям, есть информационная база по епископам и клирикам, биографические материалы. То есть это такой портал, массив, где можно почерпнуть много важной информации. Но даже если взять, казалось бы, чисто новостные сайты информационных агентств – там тоже есть публикации, архивы и фотоархивы. Вот на этом важном моменте хочу остановиться: принципиально важна для сайта систематизация архивов – это то, чем мы очень страдаем. Особенно хромает у нас систематизация фотоархивов. Часто бывает, что новость вышла, фотоархив сделан – всё в порядке. Но потом, если ты не помнишь даты, то ничего не найдёшь. То есть очень важна для нас система поиска. Надо, чтобы по ключевым словам посетитель мог найти и публикации и фотографии.

- То есть сайт прежде всего должен быть удобным? Прежде всего надо думать о систематизации, а потом о наполнении?

- Удобство прежде всего. Если удобства нет, то мы получим кладовку с кучей хлама. Знаете, есть такое расхожее выражение «ничего не теряем, но найти ничего не можем».

- Вы упомянули, что количество новостей – это не главный критерий оценки содержания сайта. Однако по результатам мониторинга на первых позициях оказались именно те ресурсы, где наиболее интенсивно пополнялась новостная лента. Но реальная ситуация такова, что одни сайты публикуют оригинальные новости нечасто. Но если у них появился оригинальный материал, то это действительно интересно: его перепечатывают не только религиозные, но и светские СМИ, не только белорусские, но и российские сайты. С другой стороны, есть епархиальные сайты, где добросовестно собирается информация о жизни приходов, и в день появляется от 5 до 15 новостей. Но там не всегда есть новостной повод. Ведь отчёт в епархию о проделанной работе - это ещё не новость. И если я читаю материал о посещении священником реабилитационного центра или приюта для престарелых, мне интересно узнать не о том, что там побывал священник, а о том, как живут там люди и что может сделать Церковь, чтобы им помочь, или о том, что реально сделано.

- На общий сайт ставится только то, что имеет значение для всех. У нас в Патриархии на главную страницу выносятся только те новости, которые могут иметь значение для всех епархий, которые интересны с точки зрения самого события или в отношении обмена опытом. Есть отдельная лента епархиальных новостей, но на главной странице только те, которые интересны для всех. Нам приходится сталкиваться с обидами авторов новостей. Но надо понимать, что обычная приходская новость о том, что в такой-то день было совершено богослужение и произнесена проповедь - это не епархиальное событие. Надо чётко представлять себе, какая новость может попасть в общую ленту и не заражаться болезнью районных газет. Я знаю эту ситуацию. Люди обижаются, что они прислали новость, а её не поставили. Ну, например, в монастырь приехали казаки с батюшкой и там совершили молебен. И что? Есть отдел по работе с казачеством (о его деятельности мы писали), они каждую неделю собираются, и священник регулярно совершает молебны... Вы чётко должны осознавать, что новости, которые вы выдаёте, должны быть интересны другим, и подавать их надо так, чтобы была видна их значимость для них. Может быть, вы грант выиграли на реализацию какого-то социального проекта, может быть у вас песенный конкурс проходит… У каждого сайта должен быть такой фильтр – насколько то или иное сообщение интересно другим.

- Можно ли ожидать продолжения курсов, и будет ли что-то в этом году?

- Курсов в этом году уже не будет, поскольку у нас существует определённая программа, подписанная Святейшим, и до ближайшего фестиваля «Вера и Слово» проведение следующих епархиальных курсов в Беларуси не предусмотрено. Но Вы можете организовывать внутренние мероприятия и приглашать нас. Мы с удовольствием приедем или организуем встречу с интересными людьми. То есть продолжим наше общение в другом формате. Что касается меня, то я очень люблю Беларусь, с удовольствием бываю в Минске и других местах и готов по возможности приезжать к Вам хоть каждый месяц.

- Большое спасибо.

Беседовала Анна Галковская.

Источник: Sobor.by.

курсы для сотрудников епархиальных пресс-служб, интервью